© 2005. Театральный художник Глеб Фильштинский

«Кровь книги. Флобер»

Малый драматический театр — Театр Европы, Санкт-Петербург, Россия.

Премьера состоялась 20.07.2019
Режиссер — Валерий Галендеев
Сценография — Александр Боровский 

    20 июля 2019 года Малый драматический театр представит премьеру «Кровь книги. Флобер» на Камерной сцене. Спектакль посвящён Гюставу Флоберу и его роману «Мадам Бовари».

    «Кровь книги. Флобер» – второй спектакль-исследование из цикла «…да не судимы будете». Сценарий написали Лев Додин, Валерий Галендеев и Игорь Евсеев. Режиссёр спектакля – Валерий Галендеев.

    «После истории про Пастернака мы выбрали этот материал по двум причинам, – рассказывает Валерий Галендеев журналу ТЕАТР. – Если в случае с "Доктором Живаго" дело до суда всё-таки не дошло, то над Флобером, его издателем и даже владельцем типографии, который напечатал "Мадам Бовари", был судебный процесс в 1857 году. Дело называлось "Империя против Флобера", имелась в виду Вторая империя, к власти пришёл Наполеон II. Книгу и Флобера оправдали, но было сказано, что лучше вообще такие книги не писать. А если писать, то осторожно, оберегая общественную нравственность и мораль.

    Вторая причина заключается в том, что нам важно, чтобы после этого цикла не казалось, что преследование литературы по идеологическим соображениям было свойственно только Советской России. Оно существовало в самых, казалось бы, демократических странах. Правда, во Франции Флобера судили как раз в период Империи, период отказа от некоторых демократических и республиканских ценностей. Преследование литературы – признак имперского мышления, но и это не только так. Мы знаем, что Лоуренса за его "Любовника леди Чаттерлей" преследовали в республике, в США.

    "Мадам Бовари" – очень яркий пример суда над литературным произведением. Никакие другие прегрешения Флоберу не вменялись, только написание книги. В спектакле мы пытаемся воспроизвести атмосферу этого процесса, но не буквально, не документально. Там есть дневники, письма Флобера и отрывки из романа, которые играют наши артисты».

    Напомним, что первая часть цикла – «Вакханалия. Пастернак» (март 2018 года) исследовала сюжет о публикации романа Пастернака «Доктор Живаго», о конфликте художника и власти, художника и близких ему людей. В дальнейших планах – спектакль, посвящённый произведениям Иосифа Бродского. После серии таких спектаклей театр проведёт фестиваль.

    «Театр пытается понять, по каким законам строятся взаимоотношения произведения искусства и общества. Какие коллизии возникают между творцом и его произведением. – говорится на официальном сайте МДТ. – Как судьба произведения отражается в судьбе художника и влияет на его взаимоотношения с близкими, собратьями по цеху, властью. Развитие этих отношений во времени, судьба и участь творца – главный предмет исследования. Театр не пытается дать ответ на непрестанно возобновляющиеся, но всегда непростые и даже загадочные вопросы. Театр размышляет, изучает, исследует различные документы эпохи, личные письма, дневники, и, конечно, само Произведение».

    Источник