© 2005. Театральный художник Глеб Фильштинский

9 Апреля 2014
Глеб Фильштинский: «Мюзикл станет привычным явлением в России»

Театральный художник по свету Глеб Фильштинский в представлении петербуржцам не нуждается: за двадцать лет своей творческой биографии он «осветил» более трёхсот драматических и музыкальных спектаклей. 11 апреля в нашем городе состоится премьера мюзикла «Алые паруса», где Глеб впервые выступает как автор сценографического оформления.

— В мюзикле « Алые паруса» состоялся ваш дебют в качестве сценографа. Расскажите об этом, пожалуйста.

— Мой сценографический дебют состоялся несколько ранее, но, безусловно, столь масштабный проект я реализовывал впервые. Задачи, которые ставит перед сценографией жанр мюзикла, — особые задачи. Это и масштаб, и огромное количество мест действия, и специфика пластических, вокальных решений. Было по-настоящему непросто, но мне кажется, всё сложилось более чем удачно.

— Как получилось, что «свет» вдруг обрёл материальность? Могли бы Вы в этом спектакле обойтись без огромной конструкции, действуя только привычными Вам средствами художника по свету?

— Свет стал обретать материальные формы естественно, без особого напряжения. Ведь, по большому счету, придумывание среды обитания для театрального действия — часть работы, как сценографа, так и художника по свету. Что касается «обойтись без огромной конструкции», то, знаете, в какой-то момент работы над сценографией идеи выходят из-под контроля и начинают жить сами по себе, по своим законам. И тут остается только оформить их в эскизах и чертежах.
Да, честно говоря, и задачи, поставленные режиссером Дмитрием Беловым, не располагали к простым и легким решениям.

— Работа Александра Сиваева на Вашем, по существу, месте — принимали ли вы участие в создании светового решения? Или это была самостоятельная работа художника, которому вы доверяете?

— Это была абсолютно самостоятельная работа Сиваева, — насколько в театре вообще все участники создания спектакля «самостоятельны». Я бил себя по рукам, чтобы не лезть в его работу. А если говорить про доверие Сиваеву... Я ему доверяю многое, практически все.

— Какова судьба мюзикла в России? Вы давно «в теме» и можете взглянуть на это с точки зрения профессионала и – почему бы нет — зрителя.

— Судьба мюзикла в России трудна и прекрасна. Пройдет «болезнь роста», и мюзикл станет привычным явлением культурной жизни в нашей стране. Будет много удачных и достаточное количество неудачных постановок, зритель будет восторгаться и плеваться, серьезные театральные критики признают этот жанр... А главное — появятся продюсеры и творческие команды, умеющие это делать качественно, по-настоящему умеющие работать в этом жанре. В общем — будет всё. Дайте время.

— В вашем творческом списке есть и работа художника по свету, и режиссура мультимедиа, и видеооформление. Какой вид театральной деятельности Вам более интересен?

— Наверно, в данный момент — сценография... Впрочем, мне интересен любой вид деятельности, связанный с созиданием.

— Вернёмся к «Алым парусам». Что вас привлекло в этом проекте? Музыка, драматургия, особенности режиссуры... паркур, стимпанк?

— Привлекло многое. В основном — личность режиссера и жанр мюзикла.

— Какова была роль Максима Дунаевского в создании мюзикла, помимо участия как композитора?

— Роль Дунаевского — ключевая. Автор музыки — базовая фигура любого музыкального спектакля. А тут еще такая сильная личность, масштабная фигура.

— Любите ли вы вообще такую музыку?

— Люблю ли я такую музыку? Да, конечно. А кто из нас не испытывает положительные эмоции услышав «пара-пара-парадуемся на своем веку...»?

— «Вместе с мюзиклом в Санкт-Петербург приезжает и уникальная программа по театральной педагогике на основе методики «drama education» — для школьников средних и старших классов». Как сын выдающегося театрального педагога Вениамина Фильштинского, можете ли вы дать комментарий этой акции?

— Это просто очень сильная идея. Со всех точек зрения. Идея благородная и в перспективе крайне благодарная. Очень жаль, что сегодня таких программ практически нет... А может, из этой программы зародится некое новое «делегатское собрание» — как было в нашем ТЮЗе? Кто не знает, в Ленинградском ТЮЗе около семидесяти лет существовало Делегатское собрание — такой своеобразный детский парламент, «зрительский актив» театра, состоявший из представителей городских школ.

— Есть ли у Вас предложения или уже воплощённые идеи по сценографии в других проектах или спектаклях?

— Да, конечно. Есть ряд идей, они в ожидании правильного проекта, правильного продюсера, смелого и масштабного режиссера.

— Любите ли Вы по-прежнему камерные театральные пространства (учитывая такой богатый опыт работы в больших и огромных)?

— Да, камерные пространства — особая тема. Там работает энергия артиста. А в огромных пространствах, кроме этого, работает энергия зрителя.

— «Алые паруса» рекомендуется для семейного просмотра. Ваша семья посмотрела спектакль? Что больше всего понравилось?

— Моя семья пойдет на спектакль в Питере. Волнуюсь — вдруг не понравится (Улыбается.) Впрочем, я уверен, должно понравиться. Не случайно в Москве у спектакля был настоящий успех.

» К списку новостей